Версия для слабовидящих

Проезд перекрестков

Тема «Проезд перекрестков» очень волнует (а порой и даже пугает) большинство начинающих автолюбителей. Хотя, на самом деле, это, едва ли, не самое простое и самое понятное, что есть в Правилах. И моя задача, как преподавателя, постараться вас в этом убедить.

Как известно, перекрестки бывают регулируемые и нерегулируемые. При этом регулируемые перекрёстки могут быть либо со светофорами, либо с регулировщиком, либо с тем и другим одновременно. При этом ещё и светофоры могут быть разные – (без дополнительных секций, с дополнительными секциями, различные специальные светофоры).

В свою очередь, нерегулируемые перекрёстки тоже делятся на две категории – перекрёстки равнозначных дорог и перекрёстки неравнозначных дорог. При этом ещё и на перекрестках неравнозначных дорог главная и второстепенная дороги могут менять свои направления.

К этому следует добавить, что кроме традиционных перекрёстков есть ещё и перекрестки с круговым движением.

Действительно, выглядит пугающе. Ведь порядок проезда всех перечисленных разновидностей перекрёстков имеет свою специфику, и как тут во всём этом разобраться, всё запомнить, да ещё и научиться всё это быстро и безошибочно применять на практике.

А теперь попробую вас немного успокоить и настроить на оптимистичный лад. Несмотря на обилие разновидностей перекрёстков, и, несмотря на обилие требований, содержащихся в Разделе 13 Правил, порядок движения через все перекрёстки подчиняется всего-то трём общим принципам.

Повторяю – для того, чтобы уверенно ездить через перекрёстки, достаточно усвоить всего лишь три правила (общих для всех типов перекрёстков).

Первое общее правило.

Правила. Раздел 13. Пункт 13.1.

При повороте направо или налево водитель обязан уступить дорогу пешеходам, пересекающим проезжую часть дороги, на которую он поворачивает.

Пока вы ещё не доехали до перекрёстка и никуда не поворачиваете. Но то, что сейчас нужно остановиться и пропустить пешеходов, не вызывает никаких сомнений.

И пусть вас не смущает тот факт, что здесь нет ни знаков, ни разметки, обозначающих пешеходный переход. На перекрёстках пешеходы могут пересекать проезжую часть по линиям, продолжающим линии тротуаров (или линии обочин).

А вот, обязан ли водитель уступать дорогу пешеходам, поворачивая на перекрёстке направо или налево?

Чтобы снять всяческие сомнения, Правила и ввели это требование:

При повороте направо или налево водитель обязан уступить дорогу пешеходам, пересекающим проезжую часть дороги, на которую он поворачивает.

Как уже было сказано, это требование универсально и действует на любом перекрёстке.

Ровным счётом ничего не изменится, если мы расставим тут знаки приоритета. Всё равно, поворачивая направо или налево, необходимо уступать дорогу пешеходам.

Точно так же ничего не изменится, если мы сделаем перекрёсток регулируемым.

По-прежнему, поворачивая направо или налево, необходимо уступать дорогу пешеходам.

Только не стойте сейчас у стоп-линии  вам же горит зелёный. Въезжайте на перекрёсток, и уже там, на перекрёстке, уступайте дорогу пешеходам.

Правила, формулируя первое общее требование, не забыли и о велосипедистах. Я сознательно сначала процитировал пункт 13.1 Правил не полностью с тем, чтобы разбить усвоение материала. Полностью пункт 13.1 звучит так.

При повороте направо или налево водитель обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим проезжую часть дороги, на которую он поворачивает, а также велосипедистам, пересекающим ее по велосипедной дорожке.

То есть, если велосипедисты двигаются не просто по краю проезжей части, а именно по специально выделенной для них велосипедной дорожке, тогда, как и в случае с пешеходами, абсолютно не важно, какой здесь перекрёсток – регулируемый или нерегулируемый, и какая у кого дорога – главная или второстепенная.

На всех перекрёстках, поворачивая налево, водители обязаны уступать дорогу велосипедистам, двигающимся со встречного направления по велосипедной дорожке.
Точно так же и поворачивая направо, водители обязаны уступить дорогу велосипедистам (двигающимися по велосипедной дорожке).

А если велосипедной дорожки нет, тогда со встречным велосипедистом разбираемся так же, как и с любым водителем – руководствуясь сигналами светофора, знаками приоритета и принципом помехи справа.

А при повороте направо, если велосипедной дорожки нет, водители обязаны занять крайнее правое положение так, чтобы правее уже никто не мог двигаться (даже велосипедист).

Второе общее правило

Правила. Раздел 13. Пункт 13.2.

Запрещается выезжать на перекрёсток или пересечение проезжих частей, если образовался затор, который вынудит водителя остановиться, создав препятствие для движения транспортных средств в поперечном направлении.

Логика этого ограничения понятна. Мало того, что «пробка» в данном направлении, так теперь ещё и поперечное движение заблокировано.

А если на перекрёстке пересекаются многополосные дороги, то такое неграмотное поведение водителей неизбежно заканчивается полным коллапсом.

Поэтому Правила и содержат такое требование  если водитель красного автомобиля намерен двигаться прямо, то в данной ситуации он обязан остановиться до перекрёстка и стоять до тех пор, пока за перекрёстком не освободится пространство.

Это требование тоже универсальное и действует на всех перекрёстках.

И тот факт, что у вас сейчас главная дорога, ничего не меняет. Если за перекрестком образовался затор, надо остановиться перед перекрёстком и подождать.
И даже тот факт, что вам горит зелёный сигнал (а на пересекаемой дороге автомобили стоят у стоп-линий) тоже не даёт вам право возобновлять движение до тех пор, пока за перекрёстком нет свободного места.

Третье общее правило

При равном праве на проезд водители безрельсовых транспортных средств разбираются между собой

по принципу «помехи справа», а трамвай имеет преимущество независимо от направления движения.

Как уже говорилось, это правило применимо ко всем типам перекрёстков во всех возможных ситуациях. Этих ситуаций, на самом деле, бесконечное множество, и в сборнике ГИБДД на тему «Проезд перекрёстков» имеется аж целых 120 задач. Но очень скоро вы поймёте, что они все однотипные, и решать их станет не только легко, но даже скучно.

При этом предполагается, что вы уже знаете «Сигналы светофора и регулировщика» (Тема 6), «Начало движения, маневрирование» (Тема 8) и «Расположение транспортных средств на проезжей части» (Тема 9).

Кроме этого предполагается, что вы уже знакомы с дорожными знаками и разметкой, в состоянии отличить главную дорогу от второстепенной и знаете, что такое «принцип помехи справа».

И если это так, то поехали. А начнём с перекрёстков равнозначных дорог.      

Нерегулируемые перекрёстки равнозначных дорог.              

Итак, что касается очерёдности проезда, то на любом перекрёстке действует одно и то же универсальное правило:

При равном праве на проезд водители безрельсовых транспортных средств разбираются между собой

по принципу помехи справа,

а трамвай имеет преимущество независимо от направления движения.

В сборнике ГИБДД на эту тему имеется 40 задачек. Думаю, что будет достаточно, если мы вместе решим 10, максимум 12 задач. Остальные вы уже решите самостоятельно.

Предварительно отметим, что перекрёсток равнозначных дорог – это самый демократичный из всех перекрёстков. Здесь нет ни светофоров, ни знаков приоритета, а значит, все участники движения имеют равные права на проезд. Вот и применяйте наше третье правило без каких-либо уточнений и оговорок.

Намереваясь проехать перекресток в прямом направлении, Вы должны:

1. Проехать перекрёсток первым.

2. Уступить дорогу только трамваю.

3. Уступить дорогу трамваю и легковому автомобилю.

Ну, трамваю то, понятно, уступаем. А как разберемся с легковым автомобилем? Сейчас ни у нас, ни у него помехи справа нет, и мы оба можем продолжать движение.

Мы въедем на перекрёсток и притормозим или даже остановимся, чтобы пропустить трамвай.

Водитель встречного легкового автомобиля тоже въедет на перекрёсток, но в процессе поворота налево он получит помеху справа.

Этой помехой справа для него станем мы. И вот там, где она (помеха справа) возникнет, то есть на перекрестке, водитель встречного автомобиля должен будет уступить нам дорогу.

При движении прямо Вы:

1. Имеете преимущество.

2. Должны уступить дорогу только мотоциклу.

3. Должны уступить дорогу только автомобилю.

 4. Должны уступить дорогу обоим транспортным средствам.

Сейчас помехи справа нет только у грузового автомобиля, и только он может начать движение.

Но в процессе поворота налево (или разворота) водитель грузовика получит помеху справа.

Этой помехой справа для него станет Ваш автомобиль. И вот там, где она (помеха справа) возникнет, то есть на перекрестке, водитель грузовика остановится, чтобы уступить Вам дорогу (напоминаю – проблесковый маячок жёлтого цвета не даёт преимущества в движении!).

При этом грузовик, въехав на перекрёсток, перестанет быть помехой справа для мотоциклиста, и мотоциклист поедет.

После мотоциклиста можете начинать движение Вы – теперь у Вас нет помехи справа.

Последним покинет перекрёсток грузовик.

Следовательно, Вы уступали дорогу только мотоциклисту, строго в соответствие с принципом «помехи справа».

Вы намерены повернуть налево. Ваши действия?

1. Уступите дорогу только мотоциклу.

2. Проедете перекрёсток первым.

3. Уступите дорогу только легковому автомобилю.

На перекрёстках равнозначных дорог водители определяют очерёдность проезда, руководствуясь общим принципом «помехи справа». Сейчас для Вас помеха справа – легковой автомобиль. Вот и уступайте ему дорогу. И больше никому.

Вы намерены повернуть направо. Ваши действия?

1. Проедете перекрёсток первым.

2. Уступите дорогу автомобилю.

Сейчас мотоцикл для Вас помеха справа. И если бы Вы двигались прямо, то должны были бы уступить ему дорогу. А если бы поворачивали налево или разворачивались, то должны были бы уступить дорогу ещё и встречному автомобилю.

Но Вы поворачиваете направо, и траектория Вашего движения не пересекается ни с кем из них.

Если водитель встречного автомобиля будет поворачивать налево (или разворачиваться), то в этом случае траектории движения могут и пересечься.

Но для Вас это мало что меняет  по принципу «помехи справа» преимущественное право проезда у Вас. Так что и в этом случае можете смело поворачивать направо.

Точно так же преимущественное право проезда будет у Вас, если мотоциклист надумает развернуться (всё по тому же принципу «помехи справа»).

Поэтому на перекрёстках равнозначных дорог можно всегда смело поворачивать направо!

При въезде на перекрёсток Вы:

1. Имеете преимущественное право на движение.

2. Должны уступить дорогу только мотоциклу.

3. Должны уступить дорогу обоим транспортным средствам.

Перекрёсток с круговым движением. Знаков приоритета нет и, следовательно, это перекрёсток равнозначных дорог.

И, следовательно, очерёдность проезда устанавливается по принципу «помехи справа».

И, следовательно, Вы имеете преимущество, а они оба должны уступить Вам дорогу.

При жёлтом мигающем сигнале светофора Вы должны:

1. Проехать перекрёсток одновременно со встречным автомобилем.

2. Уступить дорогу гужевой повозке.

3. Остановиться и продолжить движение только после включения зелёного сигнала светофора.

Если светофор переведён в режим жёлтого мигающего сигнала, значит, перекрёсток стал нерегулируемым. Знаков приоритета тоже нет. Следовательно, сейчас это перекресток равнозначных дорог.

А на таком перекрёстке, руководствуясь принципом «помехи справа», Вы должны уступить дорогу только гужевой повозке. И в данной ситуации уступать дорогу больше никому не надо.

Вы намерены повернуть налево. Ваши действия?

1. Выехав на перекрёсток, уступите дорогу встречному грузовому автомобилю и завершите поворот.

2. Уступить дорогу обоим грузовым автомобилям.

Знак не оставляет никаких сомнений  это перекрёсток равнозначных дорог. Руководствуясь принципом «помехи справа», при повороте налево Вы должны уступить дорогу обоим автомобилям.

Вы намерены развернуться. Ваши действия?

1. Развернётесь первым.

2. Выедете на перекрёсток и, уступив дорогу автомобилю, завершите разворот.

Представим на секундочку, что Вы не разворачиваетесь, а поворачиваете налево. В этом случае траектории не пересекаются, и оба одновременно могут приступить к движению.

И даже если водитель синего автомобиля надумает повернуть налево (или развернуться), он должен будет уступить Вам дорогу, руководствуясь универсальным принципом «помехи справа».

Так что поворачивать налево в данной ситуации Вы можете смело.

Однако если Вы намерены развернуться, тогда в конечной фазе разворота синий автомобиль станет для Вас помехой справа, куда бы он не двигался.

Так что в данной ситуации, совершая разворот, вы обязаны уступить дорогу синему автомобилю, руководствуясь всё тем же универсальным принципом «помехи справа».

Кто первым проедет перекрёсток, если все намерены двигаться прямо?

1. Вы одновременно с троллейбусом.

2. Грузовой автомобиль.

3. Правила эту ситуацию не регламентируют. Водители должны определить очерёдность по договорённости.

Наконец, возможно такое – на перекрестке равнозначных дорог съехались сразу четыре транспортных средства, и всем надо прямо, и у каждого есть помеха справа. Ситуация патовая – никто не может приступить к движению.

В Правилах по поводу этой ситуации нет ни слова. Поэтому разбирайтесь с очерёдностью проезда сами. Если Вы самый опытный и самый вежливый, предложите мотоциклисту жестом проехать перекрёсток первым. За ним, при отсутствии помехи справа, проедет троллейбус, затем грузовик. Последним покинет перекрёсток «самый опытный и самый вежливый».

Попутно отмечу, что если на этом перекрёстке будет наблюдаться постоянное интенсивное движения, то здесь обязательно поставят либо светофоры, либо знаки приоритета.

Нерегулируемые перекрёстки неравнозначных дорог.

Итак, что касается очерёдности проезда, то на любом перекрёстке действует одно и то же универсальное правило:

При равном праве на проезд водители безрельсовых транспортных средств разбираются между собой по принципу «помехи справа», а трамвай имеет преимущество независимо от направления движения.

Если перекрёсток нерегулируемый, то равное или неравное право на проезд определяется статусом дороги.

У этого перекрёстка есть главная дорога и есть дорога второстепенная. Поэтому не у всех водителей, подъезжающих к перекрёстку, одинаковые права на проезд. Те, кто находятся на главной дороге, имеют право на первоочередное движение.

А как разберутся между собой водители красного и чёрного автомобилей? Они оба на главной дороге!

Да очень просто разберутся – раз у них у обоих равное право на проезд, они разберутся между собой всё по тому же универсальному принципу «помехи справа».

Как только они уедут, наступит очередь тех, кто на второстепенной дороге. И они тоже разберутся между собой всё по тому же принципу «помехи справа».

Табличка под знаком информирует водителей о том, что главная дорога меняет направление. И сейчас на главной дороге красный и серый автомобили, а чёрные автомобили – на второстепенной дороге.

А дальше всё по той же схеме – сначала между собой разбираются те, кто на главной, а за ними те, кто на второстепенной. И разбираются они всё по тому же универсальному принципу «помехи справа».

И вот, что ещё очень важно понимать. Никакого значения не имеет, по какой дороге водитель покидает перекрёсток. Значение имеет только то, с какой дороги (с главной или второстепенной) водитель въезжает на перекрёсток.

Ну, а теперь самое время порешать вместе несколько задачек из сборника ГИБДД.

Вы намерены продолжить движение прямо. При жёлтом мигающем сигнале светофора Вы должны:

1. Уступить дорогу грузовому автомобилю.

2. Уступить дорогу обоим транспортным средствам.

3. Проехать перекрёсток первым.

4. Уступить дорогу только трамваю.

Желтый мигающий сигнал светофора информирует водителей о том, что в данное время это нерегулируемый перекрёсток.

И, следовательно, знаки приоритета «ожили» и теперь именно они устанавливают очерёдность проезда.

Трамвай имеет преимущество только при равном праве на проезд. А сейчас у него не равное с Вами право на проезд – он на второстепенной дороге, а Вы – на главной.

Так что не сомневайтесь – проезжайте перекрёсток первым.

Вы намерены повернуть налево. Кому следует уступить дорогу?

1. Всем транспортным средствам.

2. Трамваю А и легковому автомобилю.

3. Только трамваю А.

4. Никому.

Ответьте на простой вопрос – кто на главной дороге?

На главной дороге Вы, легковой автомобиль и трамвай А. Значит, трамваю А уступаем точно – у Вас с ним равное право на проезд. А при равном праве на проезд трамвай имеет преимущество независимо от направления движения.

Водитель легкового автомобиля должен уступить Вам дорогу, руководствуясь универсальным принципом «помехи справа».

Ну, а трамвай Б пусть постоит, пока Вы не проедете через перекрёсток. Он на второстепенной дороге.

Вы намерены продолжить движение прямо. Кому следует уступить дорогу?

1. Всем транспортным средствам.

2. Трамваю и легковому автомобилю.

3. Только легковому автомобилю.

4. Только трамваю.

И опять начните с ответа на простой вопрос – кто на главной дороге?

На главной дороге Вы, легковой автомобиль и трамвай. Значит, трамваю уступаем точно – у Вас с ним равное право на проезд. А при равном праве на проезд трамвай имеет преимущество независимо от направления движения.

Легковой автомобиль, как и Вы, тоже на главной дороге, и он для Вас помеха справа. Так что надо уступать дорогу и ему.

Ну, а мотоцикл на второстепенной дороге. Пусть пока постоит.

Намереваясь продолжить движение прямо, Вы должны:

1. Проехать перекрёсток первым.

2. Уступить дорогу трамваю.

Под знаком нет никакой таблички и, следовательно, главная дорога не меняет направления. И, следовательно, трамвай тоже на главной дороге. И, следовательно, у Вас с ним равное право на проезд. А при равном праве на проезд трамвай имеет преимущество независимо от направления движения.

Вы намерены проехать перекрёсток в прямом направлении. Следует ли уступить дорогу грузовому автомобилю, выезжающему с грунтовой дороги?

1. Да.

2. Нет.

На таком перекрёстке нет необходимости устанавливать знаки приоритета. Дорога с любым твёрдым покрытием всегда главная по отношению к грунтовой дороге. Так что у Вас преимущественное право проезда, и в этом случае принцип «помехи справа» не работает.

При повороте налево во второй проезд Вы:

1. Должны уступить дорогу легковому автомобилю и автобусу.

2. Должны уступить дорогу только автобусу.

3. Имеете преимущество.

Здесь Вас смущают тем, что пересекаемая дорога имеет две проезжие части. Но это ничего не меняет. Как и обычно начните с ответа на простой вопрос – кто на главной дороге?

На главной дороге Вы и автобус. Значит, водителя легкового автомобиля пока не спрашивают, его дело – стоять у края пересекаемой проезжей части.

А с автобусом разберитесь по принципу «помехи справа» - въезжайте на перекрёсток и там, поворачивая налево, не забудьте уступить дорогу автобусу.

Вы намерены повернуть налево. Кому следует уступить дорогу?

1. Только автобусу.

2. Обоим транспортным средствам.

3. Только грузовому автомобилю.

Перед Вами знак 2.4 «Уступите дорогу». Какие тут могут быть сомнения. Вы на второстепенной дороге, а грузовик и автобус – на главной. Так что Ваша задача сейчас – остановиться у края пересекаемой проезжей части и пропустить всех, кто на главной дороге.

При въезде на перекрёсток Вы:

1. Должны уступить дорогу обоим транспортным средствам.

2. Имеете преимущественное право на движение.

3. Должны уступить дорогу только мотоциклу.

И на этом перекрестке перед Вами знак 2.4 «Уступите дорогу». Так что не сомневайтесь, правильный ответ – первый.

А теперь нам придётся сделать небольшой экскурс в Правила.

Правила. Раздел 13. Пункт 13.9. Абзац 3.

Эти знаки, установленные перед перекрёстком, означают, что:

1. Находясь на таком перекрёстке, вы должны будете уступать дорогу всем ТС, въезжающим на него.

2. Находясь на таком перекрёстке, Вы будете иметь преимущество перед всеми ТС, въезжающими на него.

Правильный ответ – второй. А теперь давайте уточним - что значит "...находясь на таком перекрёстке"? Находиться на таком перекрёстке - это значит находиться на круге. Ну, тогда, конечно - при таких знаках, двигаясь по кругу, мы будем иметь преимущество.

Но обратите внимание на полный текст правильного ответа: «Находясь на таком перекрёстке, Вы будете иметь преимущество перед всеми ТС, въезжающими на него».

Оказывается вот, что хотели сказать авторы Правил – отныне организация движения на таких перекрёстках будет единообразной для всех въездов на него.

То есть, если уж на одном въезде на круг установлен знак, обязывающий уступать дорогу, значит, и на всех других въездах на этот круг будут стоять такие же знаки.

А раньше было не так – на одном въезде на круг мог, например, стоять знак «Уступите дорогу», а на другом въезде его могло и не быть.

Вы намерены повернуть налево. Кому следует уступить дорогу?

1. Только легковому автомобилю.

2. Легковому автомобилю и мотоциклу.

3. Никому.

И опять начинаем с простого вопроса – кто на главной?

На главной дороге Вы и легковой автомобиль. Значит, мотоциклу и грузовику точно не уступаем, а вот легковой автомобиль для нас помеха справа.

Вы намерены продолжить движение прямо. Кому следует уступить дорогу?

1. Только легковому автомобилю.

2. Только автобусу и легковому автомобилю.

3. Всем транспортным средствам.

И опять начинаем с того же вопроса – кто на главной?

На главной дороге легковой автомобиль и автобус. Значит, им точно уступаем. А вот мотоцикл, как и мы, на второстепенной дороге, то есть у нас с ним равное право на проезд. При этом мы для него – помеха справа.

Вы намерены повернуть налево. Кому следует уступить дорогу?

1. Всем транспортным средствам.

2. Только легковому автомобилю и автобусу.

3. Только автобусу и мотоциклу.

На главной дороге мотоцикл и автобус. Значит, им точно уступаем. А вот легковой автомобиль, как и мы, на второстепенной дороге, то есть у нас с ним равное право на проезд. При этом он для нас – помеха справа.

Регулируемые перекрёстки

Итак, что касается очерёдности проезда, то на любом перекрёстке действует одно и то же универсальное правило:

При равном праве на проезд водители безрельсовых транспортных средств разбираются между собой

по принципу «помехи справа», а трамвай имеет преимущество независимо от направления движения.

Если перекрёсток регулируемый, то равное или неравное право на проезд устанавливается сигналами светофоров (или сигналами регулировщика).

Что может быть проще и понятнее, чем сигналы светофора. Сейчас водителям серых автомобилей горит «красный», и они послушно стоят у стоп-линий.

Водители чёрного и красного автомобилей могут двигаться в любом направлении, и у обоих равное право на проезд (обоим включён зелёный сигнал).

А при равном праве на проезд водители безрельсовых транспортных средств разбираются между собой по принципу «помехи справа».

Сигналы на светофоре переключились, и теперь у стоп-линий должны стоять водители чёрного и красного автомобилей, а водители серых автомобилей разберутся между собой, руководствуясь всё тем же универсальным принципом «помехи справа».

Вот как об этом сказано в Правилах:

Правила. Раздел 13. Пункт 13.4. При повороте налево или развороте по зеленому сигналу светофора водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся со встречного направления прямо или направо. 

Тут, правда, есть пара нюансов, которые знать надо обязательно.

Сейчас у этих водителей неравное право на проезд. Водитель чёрного автомобиля двигается на основной зелёный сигнал, а водитель красного автомобиля двигается на основной красный сигнал (включённый вместе с дополнительной секцией – зелёной стрелкой).

В такой ситуации водитель красного автомобиля – последний человек на перекрестке. Он может поворачивать направо только при условии, что будет уступать дорогу абсолютно всем.

Вот как об этом сказано в Правилах:

Правила. Раздел 13. Пункт 13.5. При движении в направлении стрелки, включенной в дополнительной секции одновременно с желтым или красным сигналом светофора, водитель обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся с других направлений.

И ещё. Пусть вас не удивляет, что на одном столбе вместе со светофором могут быть установлены знаки приоритета. И, например, сейчас действие знаков приоритета противоречит действию сигналов светофора.

Тут дело вот в чём.

При работающем светофоре знаки приоритета «умирают»!

И сейчас (раз светофор работает!) на этом перекрёстке нет ни главной дороги, ни второстепенной.

И сейчас (раз светофор работает!) очерёдность проезда устанавливается только сигналами светофора.

Если светофор сломан, или отключён, или переведён в режим жёлтого мигающего сигнала, знаки приоритета «оживают»!

И сейчас (раз светофор не работает!) очерёдность проезда устанавливается знаками приоритета.

Вот как об этом сказано в Правилах:

Правила. Раздел 13. Пункт 13.3. Перекресток, где очередность движения определяется сигналами светофора или регулировщика, считается регулируемым.

Вы намерены проехать перекрёсток в прямом направлении. Ваши действия?

1. Проедете перекрёсток первым.

2. Уступите дорогу только трамваю.

3. Уступите дорогу трамваю и автомобилю.

Раз Вам горит «зелёный», значит, и встречным тоже горит «зелёный». И, следовательно, у всех троих – равное право на проезд. А при равном праве на проезд трамвай имеет преимущество независимо от направления движения.

Только не надо останавливаться перед перекрёстком – Вам же включен зелёный сигнал. Въезжайте на перекрёсток, уступайте дорогу трамваю и продолжайте движение.

Вполне возможно, что водитель встречного автомобиля попытается повернуть налево вместе с трамваем. И будет не прав! В соответствие с универсальным принципом «помехи справа» в данной ситуации он, въехав на перекрёсток, должен уступить Вам дорогу.

Вы намерены повернуть налево. Кому следует уступить дорогу?

1. Только трамваю.

2. Никому.

3. Автомобилю и трамваю.

4. Только автомобилю.

Как и в предыдущем случае, у всех троих – равное право на проезд (все трое двигаются на зелёный сигнал светофора).

И в данной ситуации (поворачивая налево), Вы должны уступить дорогу и трамваю (потому что он – трамвай), и автомобилю (потому что он для Вас – помеха справа).

Вы намерены проехать перекрёсток в прямом направлении. Ваши действия?

1. Уступите дорогу трамваю.

2. Проедете перекрёсток первым.

Трамвай поворачивает направо не просто на «зелёную стрелку», а на зелёную стрелку, включённую в комбинации с основным зелёным сигналом светофора!

То есть вы оба двигаетесь на «основной зелёный». А при равном праве на проезд у трамвая всегда преимущество.

Вы намерены повернуть налево. Ваши действия?

1. Уступите дорогу трамваю.

2. Проедете перекрёсток первым.

3. Дождётесь разрешающего сигнала специального светофора и только после этого повернёте.

На этом перекрёстке применено раздельное регулирование очерёдности движения – у Вас свой светофор, у вагоновожатого тоже свой специальный светофор.

Я надеюсь, Вы ещё не забыли – такой сигнал специального светофора запрещает трамваю движение!

А Ваш светофор разрешает движение во всех направлениях. Так что смело поворачивайте налево.

Вы намерены проехать перекрёсток в прямом направлении. Ваши действия?

1. Уступите дорогу трамваю.

2. Проедете перекрёсток первым.

При таком сигнале специального светофора трамваю разрешено только прямо. А ему надо направо, и он будет стоять, дожидаясь нужного ему сигнала.

Если и Вы будете стоять, то обязательно привлечёте внимание инспектора ГИБДД. Он пригласит Вас к себе, потребует документы и спросит, в какой автошколе Вы учились, и кто был Вашим преподавателем.

Так что если не хотите нанести ещё одну царапину на моё израненное сердце, не стойте – Вам же горит «зелёный»!

Кто должен уступить дорогу?

1. Водитель трамвая.

2. Водитель автомобиля, приближающийся слева.

При работающем светофоре знаки приоритета «умирают». И сейчас на этом перекрёстке нет ни главной дороги, ни второстепенной - очерёдность проезда устанавливается только сигналами светофоров.

В показанной ситуации трамваю включён основной красный сигнал, а легковому автомобилю включён основной зелёный сигнал.

А это значит, что у них вовсе не равное право на проезд. Водитель трамвая может въехать на перекрёсток только после того, как уступит дорогу всем, кого он там, на перекрёстке, увидит.

При включении зелёного сигнала светофора Вы должны:

1. Уступить дорогу грузовому автомобилю, завершающему разворот.

2. Начать движение, не уступая дорогу грузовому автомобилю.

Этот рисунок вы не всегда правильно понимаете.

Грузовой автомобиль въехал на перекрёсток на зелёный сигнал с пересекаемой дороги для того, чтобы развернуться. Пока он разворачивался, сигналы на светофоре переключились – ещё секунда, и Вам загорится «зелёный». И кто теперь кому должен уступить дорогу?

Посмотрим, что по поводу этой ситуации сказано в Правилах.

Правила. Раздел 13. Пункт 13.8.

При включении разрешающего сигнала светофора водитель обязан уступить дорогу транспортным средствам, завершающим движение через перекрёсток.

Так что не торопитесь трогаться, сначала дайте грузовику покинуть перекрёсток.

Вы намерены повернуть налево. Ваши действия?

1. Выполните манёвр без остановки на перекрёстке.

2. Повернёте налево, остановитесь в разрыве разделительной полосы и, после включения разрешающего сигнала на выходе с перекрёстка, завершите манёвр.

Правила. Раздел 13. Пункт 13.7.

Водитель, въехавший на перекрёсток при разрешающем сигнале светофора, должен выехать в намеченном направлении независимо от сигналов светофора на выходе с перекрёстка

Вы намерены повернуть налево. Ваши действия?

1. Выполните манёвр без остановки на перекрёстке.

2. Выехав на перекрёсток, остановитесь у стоп-линии и, дождавшись зелёного сигнала светофора на разделительной полосе, завершите манёвр.

На этом перекрёстке поворот налево организован принципиально иначе. Во-первых, светофор на выходе стоит не за перекрёстком, а на перекрёстке (точнее – на разделительной полосе). А, во-вторых, на пути следования через перекрёсток на проезжей части нанесена стоп-линия.

Посмотрим, что по этому поводу сказано в Правилах.

Если на перекрёстке перед светофорами, расположенными на пути следования водителя, имеются стоп-линии, водитель обязан руководствоваться сигналами каждого светофора.

То есть на таком перекрёстке, поворачивая налево (или разворачиваясь), водители обязаны сначала остановиться на перекрёстке у стоп-линии. Продолжить движение можно только после того, как на светофоре загорится разрешающий сигнал.

Должен ли водитель легкового автомобиля при развороте уступить дорогу автобусу?

1. Нет.

2. Да.

В конечной фазе разворота автобус для Вас станет «помехой справа». И если бы это был нерегулируемый перекрёсток равнозначных дорог, то в такой ситуации Вы должны были бы уступить дорогу автобусу.

Но это регулируемый перекрёсток, и сейчас у Вас и у водителя автобуса неравное право на проезд – Вы двигаетесь на стрелку, включённую в комбинации сосновным зелёным сигналом, а водителю автобуса включена стрелка в комбинации с основным краснымсигналом.

Так что сейчас водитель автобуса должен уступать дорогу всем, кого он увидит на перекрёстке.

Вы намерены повернуть налево. Кому следует уступить дорогу?

1. Только пешеходам.

2. Автобусу и пешеходам.

3. Только автобусу.

4. Никому.

При работающем светофоре знаки приоритета «умирают». Так что сейчас на этом перекрёстке нет ни главной дороги, ни второстепенной.

Оба водителя двигаются на зелёный сигнал светофора, то есть у обоих равное право на проезд, и по принципу «помехи справа» Вы должны уступить дорогу автобусу.

Ну, а пешеходам мы всегда уступаем дорогу, поворачивая направо или налево. (Они, кстати, сейчас тоже двигаются на зелёный сигнал светофора).

Если на перекрёсток вышел регулировщик.

Вы намерены повернуть налево. Ваши действия?

1. Выехав на перекрёсток, уступите дорогу встречному автомобилю и повернёте.

2. Выехав на перекрёсток, дождётесь сигнала регулировщика, разрешающего поворот, и повернёте.

3. Остановитесь у стоп-линии, дождётесь сигнала регулировщика, разрешающего поворот, и повернёте.

Вам необходимо остановиться у стоп-линии и дождаться вот такого сигнала регулировщика.

Теперь можете поворачивать налево.

Вы намерены развернуться. Ваши действия?

1. Проедете перекрёсток первым.

2. Произведёте разворот, уступив дорогу легковому автомобилю.

Такой сигнал регулировщика разрешает движение обоим водителям. То есть у обоих равное право на проезд.

Можете приступить к развороту, но в его конечной фазе синий автомобиль станет для Вас помехой справа. Не забудьте уступить ему дорогу.

Вы намерены повернуть направо. Ваши действия?

1. Проедете перекрёсток первым.

2. Уступите дорогу автомобилю, производящему разворот.

Ситуация с точностью до наоборот.

Теперь Вы поворачивает направо, а он в конечной фазе своего разворота обязан уступить Вам дорогу (всё по тому же принципу «помехи справа»).

Вы намерены повернуть направо. Ваши действия?

1. Уступите дорогу трамваю.

2. Проедете перекрёсток первым.

Если вы ещё не забыли, такой сигнал регулировщика разрешает движение во всех направлениях. Но кому? Водителям безрельсовых транспортных средств!

Что же касается трамвая, то вам необходимо знать единственное универсальное правило:

Трамваю разрешается движение только «из рукава в рукав» регулировщика!

То есть сейчас трамваю разрешено движение только налево (из левого рукава регулировщика в правый рукав).

Но налево трамвайных путей нет! Трамваю нужно прямо, и он будет стоять, дожидаясь разрешающего сигнала регулировщика.

А Вам (при таком сигнале) открыто движение во всех направлениях. Так что, не сомневайтесь, поворачивайте направо. У Вас сейчас с водителем трамвая конфликта нет – он просто стоит и ждёт другого сигнала.

Вы намерены проехать перекрёсток в прямом направлении. Ваши действия?

1. Проедете перекрёсток первым.

2. Уступите дорогу трамваю.

Трамваю разрешается движение только «из рукава в рукав» регулировщика!

Вы уже знаете, что Вам сейчас можно прямо или направо.

А трамваю? При таком сигнале регулировщика, если «из рукава в рукав», то трамваю разрешено только прямо!

А ему прямо не надо. Водитель трамвая включил правые «поворотники» и стоит, дожидаясь разрешающего сигнала.

Так что не стойте, проезжайте перекрёсток первым.

Вы намерены повернуть направо. Ваши действия?

1. Проедете перекрёсток первым.

2. Уступите дорогу только трамваю Б.

3. Уступите дорогу обоим трамваям.

4. Уступите дорогу только трамваю А.

Трамваю разрешается движение только «из рукава в рукав» регулировщика!

Что интересно – сейчас движение одновременно разрешено всем.

Трамваю А можно направо (из правого рукава регулировщика в левый рукав).

Трамваю Б можно налево (из левого рукава в правый).

Легковому автомобилю можно вообще в любых направлениях.

А Вам сейчас разрешен только поворот направо.

Но обратите внимание – поворачивая направо, вам придётся пересекать трамвайные пути. И при этом у всех участников движения – равное право на проезд. А при равном праве на проезд трамвай имеет преимущество независимо от направления движения!

Ознакомиться с другими лекциями вы можете по одноименной ссылке.