Версия для слабовидящих

Движение через железнодорожные пути

Автомобильное движение через железнодорожные пути – это одна из наиболее опасных ситуаций на дорогах. Это связано с возможным столкновением автомобилей с ж/д транспортом.

Чтобы избежать аварий, водителям нужно соблюдать правила дорожного движения и быть особенно внимательными на перекрестках с железнодорожными путями. Перед каждым переездом необходимо остановиться и убедиться, что пути свободны для проезда. Если светофор на переезде горит красным, то необходимо остановиться и ждать зеленый свет.

Представленный материал (курс лекций ПДД) подготовлен МО Общероссийской общественно-государственной организации ДОСААФ России Правобережного района РСО-Алания.

Правила. Раздел 15. Пункт 15.1.

Водители транспортных средств могут пересекать железнодорожные пути только по железнодорожным переездам, уступая дорогу поезду (локомотиву, дрезине).

В принципе, можно попробовать пересечь железнодорожные пути и за пределами железнодорожного переезда.

Но это будет нарушением Правил дорожного движения.

Правила. Раздел 15. Пункт 15.2.

При подъезде к железнодорожному переезду водитель обязан руководствоваться требованиям дорожных знаков, светофоров, разметки, положением шлагбаума и указаниями дежурного по переезду, и убедится в отсутствии приближающегося поезда (локомотива, дрезины).

Вообще-то, что может быть более естественным, чем выполнение требований дорожных знаков, светофоров и разметки. Причём не только при подъезде к железнодорожному переезду, а вообще везде и всегда.

Ну, а при подъезде к железнодорожному переезду требуется ещё и руководствоваться положением шлагбаума (если он есть) и подчиняться указаниям дежурного по переезду, что, согласитесь, тоже абсолютно естественно.

Но вот что по-настоящему важно!

Во всех случаях Правила обязывают водителей, прежде чем въезжать на переезд, убедиться в отсутствии приближающегося поезда.

Кстати, аналогичная ситуация изображена на одной из задачек ГИБДД. И вопрос там сформулирован следующим образом: «Как Вы должны действовать в данной ситуации?».

А ситуация заключается в том, что через мгновенье последний вагон поезда минует переезд. И что, уже можно будет начинать движение?

Так вот, по Правилам водитель сейчас должен остановиться у знака иубедиться в отсутствии приближающегося поезда!

И только после этого можно въезжать на переезд.

Правила. Раздел 15. Пункт 15.3.

Запрещается въезжать на переезд:

- при закрытом или начинающем закрываться шлагбауме (независимо от сигнала светофора);

- при запрещающем сигнале светофора (независимо от положения и наличия шлагбаума);

- при запрещающем сигнале дежурного по переезду (дежурный обращён к водителю грудью или спиной с поднятым над головой жезлом, красным фонарём или флажком, либо с вытянутыми в сторону руками);

- если к переезду в пределах видимости приближается поезд (локомотив, дрезина).

На экзамене в ГИБДД вам будут задавать такие вопросы.

Можно ли въезжать на переезд, если шлагбаум разрешает, а светофор запрещает?

И наоборот - Можно ли въезжать на переезд, если шлагбаум запрещает, а светофор разрешает?

Или, например, так – Можно ли въезжать на переезд, если шлагбаум поднят, на светофоре горит разрешающий сигнал, но на переезд вышел дежурный и стоит к вам грудью или спиной, разведя руки в стороны?

Конечно же, во всех перечисленных случаях движение через переезд запрещено. Въезжать на переезд можно только, если выполнены все условия – и шлагбаум поднят, и на светофоре разрешающий сигнал, и дежурного нет на переезде, и в пределах видимости нет приближающегося поезда.

Запрещается въезжать на переезд:

- если за переездом образовался затор, который вынудит водителя остановиться на переезде.

Правила имеют в виду вот эту ситуацию – ехавший впереди автомобиль остановился сразу за переездом.

Если Вы сейчас продолжите движение, то останавливаться придётся прямо на переезде. Понятно, что в этом случае Правила запрещают въезжать на переезд.

Как это ни досадно, но придётся подождать, пока за переездом освободится место.

Кроме того, запрещается:

- объезжать с выездом на полосу встречного движения стоящие перед переездом транспортные средства;

- самовольно открывать шлагбаум.

Тот факт, что запрещено самовольно открывать шлагбаум, комментария не требует, а вот с объездом стоящих перед переездом транспортных средств надо бы разобраться.

Как правило, уже за 100 метров до переезда осевая линия, разделяющая встречные потоки транспорта, становится сплошной.

И в этом случае объезжать очередь у переезда может только нарушитель Правил.

Но ведь разметки может и не быть. И на любом другом участке такой двухполосной дороги, выезд на «встречку» не запрещён (с целью обгона или объезда).

Но только не перед переездом!

Объезжать очередь у переезда с выездом на полосу встречного движения Правилами запрещено!

Правила. Раздел 15. Пункт 15.4.

В случаях, когда движение через переезд запрещено, водитель должен остановиться у стоп-линии, знака 2.5 или светофора, если их нет – не ближе 5 метров от шлагбаума, а при отсутствии последнего – не ближе 10 метров до ближайшего рельса.

Эти две цифры (5 метров и 10 метров) необходимо запомнить. Во-первых, об этом будут спрашивать на экзамене, а, во-вторых (и это самое главное), в реальной действительности, останавливаясь перед переездом, не забудьте оставить 5 метров до шлагбаума.
А если шлагбаума нет, тогда остановиться надо не ближе 10 метров до ближайшего рельса.

Но, как правило, Устроители дорожного движения подсказывают водителям место остановки.

Либо знаком 2.5, и тогда нужно останавливаться у знака.

Либо на проезжей части будет нанесена стоп-линия, и тогда останавливаться нужно у стоп-линии.

Правила. Раздел 15. Пункт 15.5.

При вынужденной остановке на переезде водитель должен немедленно высадить людей и принять меры для освобождения переезда.

Что может быть ужаснее, чем застрять на переезде. Ну, допустим, кончился бензин, и двигатель не заводится. Даже опытные водители в такой ситуации теряют голову.

А казалось бы, чего проще! Включайте первую передачу и заводите двигатель. Двигатель без бензина не заведётся, но машина поедет на электрической тяге – стартёр вращает коленчатый вал, передача включена, педаль сцепления отпущена – машине деваться некуда и она поедет.

Аккумулятора, правда, надолго не хватит, но с переезда точно уедете.

А в противном случае всё может закончиться печально. Но, главное, чтобы без жертв и пострадавших!

Поэтому, первое, что должен сделать водитель – это немедленно высадить пассажиров!

Одновременно водитель должен:

- при имеющейся возможности послать двух человек вдоль путей в обе стороны от переезда на 1000 метров (если одного, то в сторону худшей видимости пути), объяснив им правила подачи сигнала остановки машинисту приближающегося поезда;

- оставаться возле транспортного средства и подавать сигналы общей тревоги (один длинный и три коротких звуковых сигнала). При появлении поезда бежать ему навстречу, подавая сигналы остановки.

Примечание. Сигналом остановки служит круговое движение руки (днём с лоскутом яркой материи или каким-либо хорошо видимым предметом, ночью – с факелом или фонарём).