Движение через железнодорожные пути
Автомобильное движение через железнодорожные пути – это одна из наиболее опасных ситуаций на дорогах. Это связано с возможным столкновением автомобилей с ж/д транспортом.
Чтобы избежать аварий, водителям нужно соблюдать правила дорожного движения и быть особенно внимательными на перекрестках с железнодорожными путями. Перед каждым переездом необходимо остановиться и убедиться, что пути свободны для проезда. Если светофор на переезде горит красным, то необходимо остановиться и ждать зеленый свет.
Представленный материал (курс лекций ПДД) подготовлен МО Общероссийской общественно-государственной организации ДОСААФ России Правобережного района РСО-Алания.
Правила. Раздел 15. Пункт 15.1.
Водители транспортных средств могут пересекать железнодорожные пути только по железнодорожным переездам, уступая дорогу поезду (локомотиву, дрезине).
В принципе, можно попробовать пересечь железнодорожные пути и за пределами железнодорожного переезда. Но это будет нарушением Правил дорожного движения. |
Правила. Раздел 15. Пункт 15.2.
При подъезде к железнодорожному переезду водитель обязан руководствоваться требованиям дорожных знаков, светофоров, разметки, положением шлагбаума и указаниями дежурного по переезду, и убедится в отсутствии приближающегося поезда (локомотива, дрезины).
Вообще-то, что может быть более естественным, чем выполнение требований дорожных знаков, светофоров и разметки. Причём не только при подъезде к железнодорожному переезду, а вообще везде и всегда.
Ну, а при подъезде к железнодорожному переезду требуется ещё и руководствоваться положением шлагбаума (если он есть) и подчиняться указаниям дежурного по переезду, что, согласитесь, тоже абсолютно естественно.
Но вот что по-настоящему важно! Во всех случаях Правила обязывают водителей, прежде чем въезжать на переезд, убедиться в отсутствии приближающегося поезда. Кстати, аналогичная ситуация изображена на одной из задачек ГИБДД. И вопрос там сформулирован следующим образом: «Как Вы должны действовать в данной ситуации?». А ситуация заключается в том, что через мгновенье последний вагон поезда минует переезд. И что, уже можно будет начинать движение? Так вот, по Правилам водитель сейчас должен остановиться у знака иубедиться в отсутствии приближающегося поезда! И только после этого можно въезжать на переезд. |
Правила. Раздел 15. Пункт 15.3.
Запрещается въезжать на переезд:
- при закрытом или начинающем закрываться шлагбауме (независимо от сигнала светофора);
- при запрещающем сигнале светофора (независимо от положения и наличия шлагбаума);
- при запрещающем сигнале дежурного по переезду (дежурный обращён к водителю грудью или спиной с поднятым над головой жезлом, красным фонарём или флажком, либо с вытянутыми в сторону руками);
- если к переезду в пределах видимости приближается поезд (локомотив, дрезина).
На экзамене в ГИБДД вам будут задавать такие вопросы.
Можно ли въезжать на переезд, если шлагбаум разрешает, а светофор запрещает?
И наоборот - Можно ли въезжать на переезд, если шлагбаум запрещает, а светофор разрешает?
Или, например, так – Можно ли въезжать на переезд, если шлагбаум поднят, на светофоре горит разрешающий сигнал, но на переезд вышел дежурный и стоит к вам грудью или спиной, разведя руки в стороны?
Конечно же, во всех перечисленных случаях движение через переезд запрещено. Въезжать на переезд можно только, если выполнены все условия – и шлагбаум поднят, и на светофоре разрешающий сигнал, и дежурного нет на переезде, и в пределах видимости нет приближающегося поезда.
Запрещается въезжать на переезд:
- если за переездом образовался затор, который вынудит водителя остановиться на переезде.
Правила имеют в виду вот эту ситуацию – ехавший впереди автомобиль остановился сразу за переездом. Если Вы сейчас продолжите движение, то останавливаться придётся прямо на переезде. Понятно, что в этом случае Правила запрещают въезжать на переезд. Как это ни досадно, но придётся подождать, пока за переездом освободится место. |
Кроме того, запрещается:
- объезжать с выездом на полосу встречного движения стоящие перед переездом транспортные средства;
- самовольно открывать шлагбаум.
Тот факт, что запрещено самовольно открывать шлагбаум, комментария не требует, а вот с объездом стоящих перед переездом транспортных средств надо бы разобраться.
Как правило, уже за 100 метров до переезда осевая линия, разделяющая встречные потоки транспорта, становится сплошной. И в этом случае объезжать очередь у переезда может только нарушитель Правил. |
|
Но ведь разметки может и не быть. И на любом другом участке такой двухполосной дороги, выезд на «встречку» не запрещён (с целью обгона или объезда). Но только не перед переездом! Объезжать очередь у переезда с выездом на полосу встречного движения Правилами запрещено! |
Правила. Раздел 15. Пункт 15.4.
В случаях, когда движение через переезд запрещено, водитель должен остановиться у стоп-линии, знака 2.5 или светофора, если их нет – не ближе 5 метров от шлагбаума, а при отсутствии последнего – не ближе 10 метров до ближайшего рельса.
Эти две цифры (5 метров и 10 метров) необходимо запомнить. Во-первых, об этом будут спрашивать на экзамене, а, во-вторых (и это самое главное), в реальной действительности, останавливаясь перед переездом, не забудьте оставить 5 метров до шлагбаума. | |
А если шлагбаума нет, тогда остановиться надо не ближе 10 метров до ближайшего рельса. | |
Но, как правило, Устроители дорожного движения подсказывают водителям место остановки. Либо знаком 2.5, и тогда нужно останавливаться у знака. |
|
Либо на проезжей части будет нанесена стоп-линия, и тогда останавливаться нужно у стоп-линии. |
Правила. Раздел 15. Пункт 15.5.
При вынужденной остановке на переезде водитель должен немедленно высадить людей и принять меры для освобождения переезда.
Что может быть ужаснее, чем застрять на переезде. Ну, допустим, кончился бензин, и двигатель не заводится. Даже опытные водители в такой ситуации теряют голову. А казалось бы, чего проще! Включайте первую передачу и заводите двигатель. Двигатель без бензина не заведётся, но машина поедет на электрической тяге – стартёр вращает коленчатый вал, передача включена, педаль сцепления отпущена – машине деваться некуда и она поедет. Аккумулятора, правда, надолго не хватит, но с переезда точно уедете. |
|
А в противном случае всё может закончиться печально. Но, главное, чтобы без жертв и пострадавших! Поэтому, первое, что должен сделать водитель – это немедленно высадить пассажиров! |
Одновременно водитель должен:
- при имеющейся возможности послать двух человек вдоль путей в обе стороны от переезда на 1000 метров (если одного, то в сторону худшей видимости пути), объяснив им правила подачи сигнала остановки машинисту приближающегося поезда;
- оставаться возле транспортного средства и подавать сигналы общей тревоги (один длинный и три коротких звуковых сигнала). При появлении поезда бежать ему навстречу, подавая сигналы остановки.
Примечание. Сигналом остановки служит круговое движение руки (днём с лоскутом яркой материи или каким-либо хорошо видимым предметом, ночью – с факелом или фонарём).