Версия для слабовидящих

Приоритет маршрутных транспортных средств

Правила наделили водителей маршрутных транспортных средств некоторыми привилегиями. Этих привилегий не так уж и много, всего три.

Во-первых, трамвай, при равном праве на проезд, имеет преимущество независимо от направления движения.

Во-вторых, автобусам и троллейбусам на проблемных участках дорог могут выделить специальную полосу движения.

И, в-третьих, мы, водители, должны уступать дорогу автобусам и троллейбусам, начинающим движение от обозначенной остановки. Причём, последнее требование действует только на дорогах в населённых пунктах.

Именно эти три привилегии и закреплены законодательно в восемнадцатом разделе Правил.

Правила. Раздел 18. Пункт 18.1.

Вне перекрёстков, где трамвайные пути пересекают проезжую часть, трамвай имеет преимущество перед безрельсовыми транспортными средствами, кроме случаев выезда из депо.

Правила не сделали никаких исключений из общего принципа:

При равном праве на проезд трамвай имеет преимущество независимо от направления движения.

Этот принцип работает не только на перекрёстках, но и на перегонах между перекрестками (в тех случаях, когда трамвайные пути пересекают проезжую часть).

Например, сейчас водитель легкового автомобиля, двигаясь прямо, должен уступить дорогу трамваю.

И даже тот факт, что трамвай при выезде из депо лишается преимущества, вовсе не является исключением из этого принципа.

Сейчас у трамвая неравное право на проезд по отношению к легковушке и грузовику.

Депо - это прилегающая территория. А, выезжая из прилегающей территории, водитель всегда попадает на главную дорогу!

Правила. Раздел 18. Пункт 18.2.

На дорогах с полосой для маршрутных транспортных средств, обозначенных знаками 5.11, 5.13.1, 5.13.2, 5.14 запрещаются движение и остановка других транспортных средств на этой полосе.

Если эта полоса отделена от остальной проезжей части прерывистой линией разметки, то при поворотах транспортные средства должны перестраиваться на неё. Разрешается также в таких местах заезжать на эту полосу при выезде на дорогу и для посадки и высадки пассажиров у правого края проезжей части при условии, что это не создаёт помех маршрутным транспортным средствам.

Уж больно много в этом пункте различных требований. Давайте разбираться с этим пунктом по частям.

Правила. Раздел 18. Пункт 18.2.

Часть 1. На дорогах с полосой для маршрутных транспортных средств, обозначенных знаками 5.11, 5.13.1, 5.13.2, 5.14 запрещаются движение и остановка других транспортных средств на этой полосе.

Прежде всего, о каких знаках идёт речь. Речь идёт вот об этих знаках.

Знак 5.11 информирует водителей о том, что они двигаются по дороге с особым режимом движения, а именно - крайняя левая полоса отдана маршрутным транспортным средствам. Причём автобусы и троллейбусы будут двигаться во встречном направлении.

Все остальные полосы (сколько бы их не было) – наши.

Знак 5.13.1 информирует водителя о том, что он въезжает на дорогу с особым режимом движения. Пересекаемая дорога – это дорога с полосой для маршрутных транспортных средств.

На этом перекрёстке можно повернуть направо, можно проехать прямо, можно даже развернуться (как на всяком перекрёстке), но повернуть налево нельзя.

Для движения налево на пересекаемой дороге предназначена только одна полоса, но по ней разрешено движение только маршрутным транспортным средствам.

То же самое, только наоборот. Теперь нельзя повернуть направо.

Перед перекрёстком знак 5.13.2. И, значит, поворот направо запрещён! Для движения направо предназначена только одна полоса, но она отдана маршрутным транспортным средствам.

Можно проехать в прямом направлении, можно повернуть налево и можно развернуться.

Обращаю ваше внимание! Знак 5.11  информирует водителей о том, что это

Дорога с полосой для маршрутных транспортных средств.

Как это нужно понимать? А понимать это нужно так! Сколько бы полос не было на этой дороге, они все (кроме одной единственной) предназначены для движения в нашем направлении.

Во встречном направлении могут двигаться только маршрутные транспортные средства!

И эта единственная отданная им полоса всегда будет отделена сплошной линией разметки (либо одинарной, либо сдвоенной).

В то же время и на самой обычной дороге (с двухсторонним движением!) одну полосу могут отдать маршрутным транспортным средствам.

О такой организации движения водителей проинформируют уже совсем другим знаком, а именно, знаком 5.14  «Полоса для движения маршрутных транспортных средств».

Эту полосу, как правило, тоже отделяют сплошной линией разметки.

Правда, могут оставить и прерывистую линию.

Но и в этом случае Правила запрещают движение и остановку других транспортных средств на этой полосе!

Возникает закономерный вопрос – зачем тут нужна прерывистая линия, если сюда заезжать запрещено? Ну, и нанесли бы сплошную, и всем всё понятно.

Ответ на этот вопрос содержится в продолжении пункта 18.1

Правил. Правила. Раздел 18. Пункт 18.2.

Часть 2. Если эта полоса отделена от остальной проезжей части прерывистой линией разметки, то при поворотах транспортные средства должны перестраиваться на неё.

Отвлечёмся на секундочку от 18 раздела и вспомним азы маневрирования –поворачивая направо, водитель должен двигаться как можно правее!

Если крайняя правая полоса отдана маршрутным ТС и отделена сплошной линией разметки, то поворачивать направо придётся со второй полосы. В данном случае это и будет «как можно правее».

Чтобы сделать поворот направо более безопасным, сплошную линию перед подходом к перекрёстку превращают в прерывистую.

В этом случае при повороте направо, водитель обязан перестроиться на крайнюю правую полосу!

Имейте в виду, если вы намерены через перекрёсток двигаться прямо, то по-прежнему ваша полоса – левая!

Точно также сплошную линию превращают в прерывистую на съездах в прилегающие территории. И в этом случае, совершая поворот направо, водитель обязан сначала перестроиться на правую полосу.

Правила. Раздел 18. Пункт 18.2.

Часть 3. Разрешается также в таких местах заезжать на эту полосу при выезде на дорогу и для посадки и высадки пассажиров у правого края проезжей части при условии, что это не создаёт помех маршрутным транспортным средствам.

В данной ситуации водитель выезжает на дорогу, на которой крайняя правая полоса отдана маршрутным ТС.

И опять, поворачивая направо, нужно держаться как можно правее. И в данной ситуации «как можно правее» - это будет поворот на вторую полосу.

Чтобы не создавать лишних проблем водителям, сплошную линию в начале перекрёстка тоже превращают в прерывистую. И сейчас, поворачивая направо (держась «как можно правее»!), необходимо сначала заехать на полосу для маршрутных ТС (пункт 18.2 это разрешает), но затем незамедлительно покинуть её.

Причём, покинуть её незамедлительно водитель должен и в том случае, если даже прерывистая не переходит в сплошную! Поворот вы обязаны сделать на эту полосу, но движение по ней запрещено!

В сборнике ГИБДД есть одна задачка как раз на эту ситуацию. Уверен, что вы легко с ней справитесь.

Точно также, выезжая на такую дорогу из прилегающей территории, водитель (держась как можно правее) обязан сначала повернуть на полосу для маршрутных ТС.

Но затем необходимо незамедлительно её покинуть (ещё до того, как прерывистая разметка перейдёт в сплошную).

Ну, и последнее.

Если полоса для маршрутных ТС отделена прерывистой линией разметки, пункт 18.2 разрешает заезжать на неё для посадки и высадки пассажиров.

Но только для посадки или высадки!

И только при условии, что это не создаёт помех маршрутным ТС!

Правила. Раздел 18. Пункт 18.3.

В населённых пунктах водители должны уступать дорогу троллейбусам и автобусам, начинающим движение от обозначенного места остановки. Водители троллейбусов и автобусов могут начинать движение только после того, как убедятся, что им уступают дорогу.

Обратите внимание, в пункте 18.3 не сказано, что нужно уступать дорогу именно маршрутным транспортным средствам. Сказано, что водители должны уступать дорогутроллейбусам и автобусам, начинающим движение от обозначенного места остановки.

Ну, и правильно. Где там, на дороге разбираться, маршрутный он или нет. Раз отъезжает от обозначенной остановки, значит, нужно уступать!

И ещё! Это требование действует только в населённых пунктах. Вне населённых пунктов скорости существенно выше, и там такое требование скорее во вред, а не на пользу.

Тем более что вне населённых пунктов в местах обозначенных остановок маршрутных транспортных средств делают уширение проезжей части. И поэтому автобус, съезжая с дополнительной полосы на основную, будет уступать дорогу.

Кстати говоря, и в населённых пунктах иногда делают такой «карман», но это ничего не меняет – в населённых пунктах водители во всех случаях должны уступать дорогу автобусу или троллейбусу, начинающему движение от обозначенной остановки.