Пешеходные переходы и места остановок маршрутных транспортных средств.
Одной из самых важных задач является обеспечение безопасности для пешеходов и пассажиров общественного транспорта. Для этого важно соблюдать правила движения на пешеходных переходах и местах остановок маршрутных транспортных средств.
Материал подготовлен МО Общероссийской общественно-государственной организации ДОСААФ России Правобережного района РСО-Алания, и представлен в виде лекций ПДД.
Правила. Раздел 14. Пункт 14.1.
Водитель транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим дорогу или вступившим на проезжую часть (трамвайные пути) для осуществления перехода.
![]() |
То есть, если уж строго в соответствие с «буквой» Правил, то сейчас водитель ничем не обязан пешеходам. Ведь уступать дорогу требуется только пешеходам, «переходящим или вступившим» на проезжую часть, а в настоящий момент пешеходы стоят на тротуаре. |
![]() |
А вот сейчас пешеход, если не «переходящий», то уж точно «вступивший» на проезжую часть. И, следовательно, обязанность водителя – уступить дорогу пешеходу. |
Правила. Раздел 14. Пункт 14.2.
Если перед нерегулируемым пешеходным переходом остановилось или снизило скорость транспортное средство, то водители других транспортных средств, движущихся в том же направлении, также обязаны остановиться или снизить скорость. Продолжать движение разрешено с учетом требований пункта 14.1 Правил.
![]() |
Вот как раз такая ситуация – у белого автомобиля вспыхнули стоп-синалы, и он явно тормозит и даже останавливается прямо перед пешеходным переходом. С чего бы это? Конечно, всё может быть, и причина остановки может быть любая. Но ваша задача – предполагать, что он пропускает пешеходов. И, следовательно, надо тоже снижать скорость или даже остановиться. А там уже посмотрите, можно ли продолжать движение. |
![]() |
И в подавляющем большинстве случаев именно так оно и будет – из-за остановившейся машины появится пешеход. И очень хорошо, что вы снизили скорость и предполагали такое развитие событий. И очень хорошо, что в Правилах есть такое требование. Осталось только нам, водителям, научиться его неукоснительно исполнять. |
Правила. Раздел 14. Пункт 14.3.
На регулируемых пешеходных переходах при включении разрешающего сигнала светофора водитель должен дать возможность пешеходам закончить переход проезжей части данного направления.
![]() |
Конечно же, сейчас, когда на светофоре горит «красный», водители должны стоять у стоп-линии. |
![]() |
Но вот сигналы переключились – загорелся «зелёный». И что же, будем давить пешеходов? В принципе, каждому нормальному водителю и так понятно, что надо дать пешеходам возможность завершить переход. Тем не менее, Правила сочли необходимым узаконить эту норму и прописали её в пункте 14.3. |
Правила. Раздел 14. Пункт 14.4.
Запрещается въезжать на пешеходный переход, если за ним образовался затор, который вынудит водителя остановиться на пешеходном переходе.
![]() |
А вот сейчас даже и не важно, регулируемый это переход или нерегулируемый, какой сигнал на светофоре, присутствуют или нет пешеходы на проезжей части – если только за переходом затор, въезжать на разметку пешеходного перехода запрещено! |
Правила. Раздел 14. Пункт 14.5.
Во всех случаях, в том числе и вне пешеходных переходов, водитель обязан пропустить слепых пешеходов, подающих сигнал белой тростью.
![]() |
Иначе говоря, слепые пешеходы всегда и везде пользуются безусловным приоритетом в движении перед любыми транспортными средствами. Важно только, чтобы у них была белая трость, и чтобы они несли её в вытянутой вперёд руке (иначе, как водители догадаются, что это слепой пешеход). Уверяю вас, белая трость у них будет, они без неё не ходят. |
Правила. Раздел 14. Пункт 14.6.
Водитель должен уступить дорогу пешеходам, идущим к стоящему в месте остановки маршрутному транспортному средству или от него (со стороны дверей), если посадка и высадка производятся с проезжей части или с посадочной площадки, расположенной на ней.
![]() |
Что касается автобусов или троллейбусов, то посадка-высадка пассажиров крайне редко осуществляется с проезжей части. А вот с трамваем это сплошь и рядом. И, конечно же, сейчас водитель должен остановиться и дождаться, пока закончится посадка-высадка пассажиров. |
|
![]() |
|
|
![]() |
Другое дело, что у трамвая могут внезапно открыться двери, и оттуда выпадет пассажир. Или неожиданно появятся опаздывающие, но не потерявшие надежду ещё успеть. Так что двигаться то можно, но очень аккуратно и осторожно, внимательно контролируя происходящие вокруг события. |
Правила. Раздел 14. Пункт 14.7.
Приближаясь к остановившемуся транспортному средству, с включённой аварийной сигнализацией, имеющему опознавательные знаки «Перевозка детей», водитель должен снизить скорость, при необходимости остановиться и пропустить детей.
![]() |
Для организованной перевозки детей специально нанимаются автобусы, и на этих автобусах должны быть впереди и сзади установлены опознавательные знаки «Перевозка детей». Дети есть дети. Увлёкшись, могут и забыть, что они на дороге. Поэтому каждый раз, когда осуществляется посадка или высадка детей, водитель такого автобуса обязан включать аварийную световую сигнализацию. А наша задача – приближаясь к такому автобусу, снизить скорость и быть готовым при необходимости остановиться. |