Сигналы светофора и регулировщика
Обучение вождению в ДОСААФ города Беслана включает в себя курс теоретических лекций, а также практику с инструктором на собственном автодроме и в условиях города.
Курс лекций на тему "Сигналы светофора и регулировщика" представлен в данном разделе нашего официального сайта.
Светофоры применяют для регулирования очередности пропуска транспортных средств и пешеходов, а также для обозначения опасных участков дорог.
Классификация транспортных светофоров
![]() |
Классический трёхсекционный транспортный светофор с вертикальным (реже с горизонтальным) расположением сигналовТакие светофоры применяют на перекрестках в случае одновременного пропуска транспортных средств во всех разрешенных направлениях, а также на регулируемых пешеходных переходах, расположенных между перекрестками. Допускается применение этих светофоров перед железнодорожными переездами в населенных пунктах, пересечениями дороги с трамвайными линиями, перед пересечениями велосипедной дорожки с проезжей частью, в местах сужения проезжей части для попеременного пропуска встречных потоков транспортных средств. |
![]() |
Светофоры с дополнительными секциямиСветофоры с дополнительными секциями применяют для раздельного пропуска транспортных средств в определенных направлениях.
|
![]() |
Светофоры с функцией регулирования движения в определённых направленияхТакие светофоры применяют в тех случаях, когда хотят организовать бесконфликтное движение транспорта в пределах перекрёстка. То есть, если уж на таком светофоре загорелся зелёный сигнал, то, двигаясь через перекрёсток, уступать дорогу никому не придётся. При этом над каждой полосой висит свой персональный светофор и показывает разрешённые направления движения с данной полосы. |
![]() |
Светофор с мигающим сигналом жёлтого цветаТакие светофоры применяют для обозначения нерегулируемых перекрестков и пешеходных переходов. |
![]() |
Реверсивные светофорыРеверсивные светофоры любых исполнений применяют для регулирования движения на отдельных полосах проезжей части при организации реверсивного движения. |
![]() |
Двухсекционный светофорДвухсекционные светофоры допускается применять для регулирования движения на внутренних территориях предприятий, организаций, а также при временном сужении проезжей части для организации реверсивного движения по одной полосе. |
![]() |
Два красных попеременно мигающих сигнала или один красный мигающий сигнал, или один белый мигающий сигналТакие светофоры применяют для регулирования движения через железнодорожные переезды. Светофоры с красными сигналами любых исполнений, кроме того, применяют для регулирования движения через разводные мосты и на причалах паромных переправ. Допускается применять их в местах выезда на дорогу транспортных средств оперативных служб. |
![]() |
Четырёхсекционный светофор с сигналами белого цветаЭти светофоры предназначены для регулирования движения трамваев, а также маршрутных автобусов и троллейбусов, движущихся по специально выделенной полосе. Применение таких светофоров даёт возможность организовать на перекрёстке бесконфликтное движение маршрутных транспортных средств (движение маршрутных ТС не пересекается с движением остального транспорта). |
![]() |
Пешеходный светофорПешеходные светофоры применяют для регулирования движения пешеходов через дорогу на регулируемых перекрестках и пешеходных переходах вне перекрестков. |
![]() |
Светофоры для велосипедистовТакие светофоры применяют для регулирования движения велосипедистов в местах пересечения велосипедной дорожки с проезжей частью дороги или с регулируемым пешеходным переходом. Это либо специальный «велосипедный» светофор, либо обычный светофор (уменьшенного размера) с дополнительной табличкой. |
Несколько слов о сигналах регулировщика
Когда вы начнёте активно ездить по дорогам общего пользования, то светофоры вам будут встречаться часто. А вот регулировщик сегодня – явление крайне редкое. Поэтому даже водители со стажем не всегда уверенно себя ведут, увидев на перекрёстке вместо привычного светофора «непривычного» регулировщика.
А между тем в арсенале регулировщика всего-то три сигнала.
Сигнал 1 | – правая рука, поднята вверх. |
Сигнал 2 | – руки разведены в стороны или опущены вниз. (Попробуйте постоять с разведёнными в стороны руками хотя бы пару минут, и вы поймёте, почему Правила разрешили регулировщику показывать этот сигнал и так, и так). |
Сигнал 3 | – правая рука вытянута вперёд. |
И, собственно, всё. Больше у регулировщика ничего нет. Правда, при этом он может повернуться к вам либо грудью, либо спиной, либо правым или левым боком, и это тоже имеет значение.
О том, что означает каждый из сигналов регулировщика, мы подробно поговорим в следующей главе, но сначала поговорим о сигналах светофоров.
Сигналы светофора
Классический трёхсекционный транспортный светофор
![]() |
Любой из нас с самого детства знает, что красный сигнал светофора запрещает движение, и сейчас оба водителя обязаны остановиться у стоп-линии. Но далеко не каждый знает, как работает современный «продвинутый» транспортный светофор, какие у него могут быть сигналы и как именно они чередуются. |
К красному сигналу добавился жёлтый. Через пару секунд они оба одновременно погаснут, и включится зелёный. На экзамене в ГИБДД вас будут спрашивать: «Что означает сочетание красного и желтого сигналов светофора?». Ответ не должен вызывать у вас сомнений – кратковременное сочетание красного и жёлтого сигналов информирует водителей о том, что скоро включится зелёный сигнал. |
|
![]() |
Красный с жёлтым погасли, включился зелёный, и можно двигаться во всех направлениях (если, конечно, знаками или разметкой не дано иных указаний). Но не торопитесь начинать движение. Сколько бед и трагедий видел автор этих строк, когда соседи по дороге слепо ориентировались на зелёный сигнал. И это не просто совет, это требование Правил. Правила. Раздел 13. Пункт 13.8. При включении разрешающего сигнала светофора водитель обязан уступить дорогу транспортным средствам, завершающим движение через перекресток, и пешеходам, не закончившим переход проезжей части данного направления. |
То есть прежде, чем начать движение нужно убедиться, остановились ли те, кому сейчас загорелся красный. Кто-то может просто не успеть остановиться, а кто-то так спешит, что готов проскочить перекрёсток рискуя жизнью (ладно бы только своей, но ведь и чужой тоже). | |
![]() |
Ну вот, наконец, водители на пересекаемой дороге остановились у своих стоп-линий, и теперь можно начинать движение. Нам всё ещё горит зелёный. |
![]() |
Зелёный погорел, погорел и замигал. И опять-таки на экзамене в ГИБДД кому-то обязательно достанется этот вопрос: «Что означает мигание зелёного сигнала светофора»? И снова ответ очевиден – мигание зелёного сигнала информирует водителей о том, что время его действия истекает и скоро включиться жёлтый. А можно ли двигаться на зелёный мигающий? |
![]() |
Другое дело, что мигать зелёный будет недолго – всего три раза мигнёт, а потом погаснет. Зелёный погаснет, но следом загорится жёлтый. И вот что про одинокий жёлтый сигнал сказано в Правилах: |
Правила. Раздел 6. Пункт 6.2:
- жёлтый сигнал запрещает движение и предупреждает о предстоящей смене сигналов.
И вот тут водителю важно понимать! - Если горит одинокий жёлтый, значит, следующим будет красный! То есть точно надо останавливаться!
А теперь представьте, что жёлтый включился, когда до стоп-линии осталось 5-10 метров. При скорости 60 км/час, удержать машину можно только, применив экстренное торможение! Да и то, останавливаться придётся уже на перекрёстке (переехав стоп-линию и рискуя получить удар сзади). Начинающие водители частенько так и делают (резко тормозят на жёлтый), и если сзади ехал агрессивный «опытный водитель», то удар сзади новичку в этой ситуации гарантирован.
А между тем Правила запрещают резкое торможение везде и всюду (за исключением случаев, когда надо предотвратить ДТП).
Правила. Раздел 10. Пункт 10.5. Водителю запрещается:
- резко тормозить, если это не требуется для предотвращения дорожно-транспортного происшествия.
То есть если сейчас водитель коричневого автомобиля резко затормозит, он нарушит требование пункта 10.5 Правил. И в случае ДТП виноваты будут оба – водитель красного автомобиля виноват потому, что не соблюдал безопасную дистанцию, а водитель коричневого автомобиля - потому, что неоправданно резко затормозил. К данной ситуации Правила отнеслись с пониманием и разрешили движение на жёлтый сигнал светофора (если плавно остановиться перед стоп-линией уже невозможно).
Правила. Раздел 6. Пункт 6.14. Водителям, которые при включении жёлтого сигнала не могут остановиться, не прибегая к экстренному торможению, разрешается продолжить дальнейшее движение.
И об этом на экзамене вас тоже могут спросить: « Разрешается ли Вам продолжить движение, если при включении жёлтого сигнала светофора после зелёного Вы можете остановиться перед перекрёстком, только применив экстренное торможение?».
И здесь ответ вам должен быть абсолютно понятен – разрешается.
Просто разрешается, в любом нужном вам направлении.
![]() |
Одинокий жёлтый будет гореть недолго – буквально через пару секунд он сменится на красный, и цикл начнётся сначала. А вот уже на красный сигнал водители точно должны остановиться у стоп-линии. |
Одинокий жёлтый будет гореть недолго – буквально через пару секунд он сменится на красный, и цикл начнётся сначала. А вот уже на красный сигнал водители точно должны остановиться у стоп-линии.
Включение зелёного сигнала открывает движение во всех направлениях. Но при этом общий принцип безопасности никто не отменял: прямо можно со всех полос; направо – с правой полосы; налево и на разворот – с левой полосы. |
|
![]() |
В каких направлениях может продолжить движение водитель коричневого автомобиля? 1. Во всех. 2. Только прямо или направо.
В каких направлениях может продолжить движение водитель красного автомобиля? 1. Во всех. 2. Только прямо, налево или в обратном направлении. |
А вот сейчас знаками даны особые указания. И мы помним, что знаки (или разметка), разрешающие поворот налево, разрешают и разворот. Но разворот всегда должен выполняться только с крайней левой полосы! |
|
![]() |
В каких направлениях может продолжить движение водитель коричневого автомобиля? 1. Только прямо или налево. 2. Прямо, налево или в обратном направлении.
В каких направлениях может продолжить движение водитель красного автомобиля? 1. Только налево. 2. Налево или в обратном направлении. |
И это ещё не всё про сигналы светофора. Если движение неинтенсивное, тогда нерационально держать водителей у стоп-линий, и светофор могут перевести в так называемый режим жёлтого мигающего сигнала. То есть красный и зелёный не включаются вообще, а всё время включен только жёлтый. Причём он не просто горит, а именно мигает с частотой раз в секунду. Вот как об этом сигнале сказано в Правилах. |
|
![]() |
- жёлтый мигающий сигнал разрешает движение и информирует о наличии нерегулируемого перекрестка или пешеходного перехода, предупреждает об опасности. В данной ситуации водители должны самостоятельно устанавливать очерёдность проезда, руководствуясь общим принципом «помехи справа» (если на перекрёстке нет никаких знаков приоритета). Если знаки есть, тогда водители обязаны руководствоваться требованиями знаков. |
В сборнике ГИБДД есть задачка (показана ниже), решая которую вы частенько ошибаетесь. Некоторые из вас почему-то выбирают третий ответ. Скорее всего, потому, что невнимательно читают вопрос. А в вопросе сказано «при жёлтом мигающем сигнале светофора»! И, следовательно, этот перекрёсток стал нерегулируемым. И, следовательно, надо руководствоваться знаками приоритета.
![]() |
Вы намерены продолжить движение прямо. Каковы Ваши действия при жёлтом мигающем сигнале светофора? 1. Уступите дорогу только трамваю. 2. Уступите дорогу только автомобилю. 3. Дождётесь включения зелёного сигнала светофора и продолжите движение. |
Светофоры с дополнительной секцией (или с двумя дополнительными секциями)
![]() |
Классический трёхсекционный светофор могут оснастить дополнительной секцией (справа или слева) или двумя дополнительными секциями (справа и слева). Такая «рационализация» даёт возможность существенно увеличить пропускную способность перекрёстка, важно только, чтобы водители правильно понимали сигналы такого светофора. И, прежде всего, необходимо понимать, что движение в направлении стрелки разрешено только тогда, когда дополнительная секция включена. Например, сейчас движение направо открыто. Причём только направо и больше никуда! Все кому нужно в других направлениях, должны стоять и дожидаться включения основного зелёного сигнала. |
![]() |
Основной зелёный включился, и обратите внимание – на основном зелёном сигнале нанесены чёрные контурные стрелки. На трёхсекционном светофоре такого не было, а для светофора с дополнительной секцией наличие контурных стрелок на основном зелёном – это обязательная принадлежность! И сейчас движение разрешено только в направлениях, указанных контурными стрелками. |
![]() |
А вот сейчас движение открыто во всех направлениях. |
![]() |
О чём информирует водителей контурная стрелка на зелёном сигнале светофора? 1. На этом перекрёстке движение всегда разрешено только прямо. 2. На этом перекрёстке движение направо и налево регулируется дополнительными секциями светофора. |
![]() |
В каких направлениях может продолжить движение водитель коричневого автомобиля? 1. Прямо или налево. 2. Только прямо. А что он должен делать, если ему нужно направо?
1. Придётся ехать до следующего перекрёстка. 2. Нужно стоять у стоп-линии и дожидаться, когда включиться стрелка направо. |
Особенные светофоры, предназначенные для регулирования движения в определённых направлениях.
Творческая мысль не стоит на месте, и организаторы дорожного движения не успокоились на том, что предложили добавлять к традиционному светофору дополнительные секции. При необходимости можно наделить классический трёхсекционный светофор дополнительными функциями, не оснащая его дополнительными секциями.
![]() |
Вы подъезжаете к перекрёстку и видите вместо одного светофора целых три (по числу полос в вашем направлении). Следует предположить, что действие каждого светофора распространяется только на ту полосу, над которой он висит. А раз везде включен красный сигнал, значит движение со всех полос запрещено. Ученик. Но почему вместо привычного круглого сигнала горят красные стрелы? Учитель. Это сделано для того, чтобы водители, подъезжая к перекрёстку, могли заранее перестроиться на нужную им полосу. |
![]() |
И на желтом сигнале будут гореть те же стрелы, информирующие водителей о том, в каких направлениях им будет разрешено движение с данной полосы, когда включится зелёный сигнал. |
![]() |
Вот теперь движение разрешено со всех полос. НО! Необходимо придерживаться тех указаний, которые продиктованы стрелами на сигналах светофоров. |
![]() |
В каких направлениях может продолжить движение водитель коричневого автомобиля? 1. Только налево. 2. Налево или в обратном направлении. В каких направлениях может продолжить движение водитель синего автомобиля? 1. Прямо или налево. 2. Прямо, налево или в обратном направлении. В каких направлениях может продолжить движение водитель красного автомобиля? 1. Только направо. 2. Водитель красного автомобиля обязан остановиться у стоп-линии и дождаться зеленого сигнала. |
Светофор с мигающим сигналом жёлтого цвета.
Наиболее опасные пересечения на пути движения водителя – это нерегулируемый пешеходный переход и нерегулируемый перекрёсток. На этих пересечениях водители должны самостоятельно определять очерёдность проезда, руководствуясь соответствующими требованиями Правил.
Безопасность движения можно существенно повысить, если установить на таких пересечениях простейшие светофоры с одним жёлтым мигающим сигналом. Беспрерывное мигание жёлтого сигнала заранее информирует водителя о приближении к нерегулируемому перекрёстку или пешеходному переходу.
![]() |
На этом перекрёстке не было никакого светофора. Это мы его сюда повесили с помощью графического редактора Photoshop. Но будь он здесь на самом деле, это ДТП, скорее всего, и не случилось бы. |
![]() |
И эти двусторонние светофоры с желтым мигающим сигналом совсем даже не лишние на нерегулируемом пешеходном переходе. |
Реверсивные светофоры
До недавнего времени дороги с реверсивным движением у нас были, чуть ли не экзотикой (хотя в Правилах они были всегда).
![]() |
А сегодня нередко уже можно увидеть вот такое предупреждение. |
![]() |
И вот он – участок дороги с реверсивным движением. На проезжей части соответствующая разметка (сдвоенные прерывистые линии с длинными штрихами), а над полосами, выделенными для реверсивного движения, висят реверсивные светофоры. Сейчас на всех светофорах нам включены зелёные стрелы, и пока они горят, эти три полосы отданы для движения в нашем направлении. |
![]() |
На этом участке дороги для реверсивного движения выделена только одна полоса. И сейчас на реверсивном светофоре нам горит красный крест. И, следовательно, сейчас реверсивная полоса отдана водителям встречного направления. |
![]() |
В нашей стране принято правостороннее движение транспорта и, в принципе, каждому понятно, что, освобождая реверсивную полосу, перестраиваться нужно вправо. Тем не менее, Правила предусмотрели и трёхсекционный реверсивный светофор – жёлтая стрела, во-первых, информирует о предстоящей смене сигнала, а, во-вторых, показывает водителям, куда надо перестраиваться, освобождая реверсивную полосу. Сейчас водителю синего джипа пора включать правые указатели поворота и незамедлительно перестраиваться вправо. На следующем по ходу реверсивном светофоре уже будет гореть красный крест. |
Светофоры для регулирования движения через железнодорожные переезды.
Для регулирования движения транспорта через железнодорожные переезды Правила предусмотрели целых три типа светофоров.
![]() |
Это может быть либо один красный сигнал, мигающий с частотой раз в секунду. |
![]() |
Либо два попеременно мигающих красных сигнала. |
![]() |
Либо вместе с двумя красными сигналами может быть установлен ещё сигнал бело-лунного цвета, который, если включен, то тоже мигает с частотой раз в секунду. |
А теперь посмотрим, что по этому поводу сказано в Правилах.
Правила. Раздел 6. Пункт 6.9. Круглый бело-лунный мигающий сигнал, расположенный на железнодорожном переезде, разрешает движение транспортных средств через переезд. При выключенных мигающих бело-лунном и красном сигналах движение разрешается при отсутствии в пределах видимости приближающегося к переезду поезда (локомотива, дрезины).
То есть если мигает один красный сигнал или попеременно мигают два красных сигнала, движение через переезд запрещено.
Если мигает бело-лунный сигнал, движение через переезд разрешено.
Если ничего не мигает, движение через переезд тоже разрешено. НО! Не просто разрешено. Сначала водитель обязан убедиться в отсутствии (в пределах видимости!) приближающегося поезда. А если таковой имеется, то движение через переезд запрещено.
![]() |
В завершении отметим, что ГОСТ допускает применение на железнодорожном переезде и обычных транспортных светофоров. |
Четырёхсекционный светофор с сигналами бело-лунного цвета
![]() |
Как уже было сказано, применение таких светофоров даёт возможность организовать бесконфликтное движение маршрутных транспортных средств на перекрёстках. Речь идёт о трамваях, а также об автобусах и троллейбусах, если они двигаются по специально выделенной для них полосе. Сейчас на светофоре включены все четыре бело-лунных сигнала и, следовательно, трамвай (автобус, троллейбус) могут двигаться во всех направлениях. |
![]() |
Если включены нижний сигнал и левый верхний, трамваю (автобусу, троллейбусу) разрешено движение налево. |
![]() |
Если включены нижний сигнал и средний верхний, трамваю (автобусу, троллейбусу) разрешено движение прямо. |
![]() |
Если включены нижний сигнал и правый верхний, трамваю (автобусу, троллейбусу) разрешено движение направо. |
![]() |
Если нижний сигнал не горит, тогда трамваю (автобусу, троллейбусу) включен «кирпич» - въезд на перекрёсток запрещен. |
![]() |
Сейчас трамваю разрешено прямо или налево, а нам – прямо или направо. Действительно, бесконфликтное движение. |
![]() |
Сейчас трамваю разрешено прямо или направо, а мы будем стоять у стоп-линии. И снова никакого конфликта. |
![]() |
А вот сейчас трамвай будет стоять, а нам можно во всех направлениях. |
![]() |
В каком случае такой светофор могут применить для регулирования движения автобусов и троллейбусов?
1. В всех случаях если это маршрутные автобусы и троллейбусы.
2. В случае если это маршрутные автобусы и троллейбусы и они двигаются по специально выделенной для них полосе. |
Сигналы регулировщика
Как и было сказано, в арсенале регулировщика всего три сигнала.
![]() |
Сигнал 1 – правая рука поднята вверх. В тех случаях, когда для наведения должного порядка на дороге требуется вмешательство регулировщика, он всегда начинает свою деятельность с этого первого сигнала – правая рука поднята вверх. Такой сигнал означает: Всем стоять! На светофоры не смотреть! На знаки приоритета не смотреть! С этого момента я, регулировщик, буду определять очерёдность движения на перекрёстке! При этом сигнале совершенно не важно, какой стороной к вам обращён регулировщик (грудью, спиной, боком) – абсолютно все (и водители, и пешеходы) сейчас должны прекратить движение. |
Водители должны остановиться перед перекрестком у стоп-линии (а если стоп-линии нет, то у края пересекаемой проезжей части), пешеходы должны оставаться на тротуарах.
Неясно, правда, что делать тем, кого сигнал застал уже на перекрёстке, а также тем, кто не успевает остановиться у стоп-линии. Обратимся к Правилам.
Правила. Раздел 6. Пункт 6.14. Водителям, которые при поднятии регулировщиком руки вверх не могут остановиться, не прибегая к экстренному торможению, разрешается дальнейшее движение.
Пешеходы, которые при подаче сигнала находились на проезжей части, должны освободить её, а если это невозможно – остановиться на линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений.
На экзамене в ГИБДД кому-то из вас может достаться такой вопрос: «Разрешается ли Вам продолжить движение, если регулировщик поднял руку вверх, после того, как вы въехали на перекрёсток?».
Не сомневайтесь – разрешается. Более того, в соответствие с Правилами регулировщик «может подавать и другие понятные водителям сигналы». И сейчас, вполне возможно, регулировщик сделает несколько быстрых вращательных движений своим жезлом, подгоняя тех, кто на перекрёстке – поскорее, мол, проезжайте кому куда нужно, не мешайте мне приступить к регулированию движения.
![]() |
В билетах ГИБДД есть и такой вопрос: «Какое значение имеет сигнал свистком, подаваемый регулировщиком?». Правила. Раздел 6. Пункт 6.12. Сигнал свистком подаётся для привлечения внимания участников дорожного движения. В этом месте я всегда вспоминаю вопрос, который в старой доброй детской книжке задают Гекльберри Финну: «Если пятнадцать коров пасутся на косогоре, то, сколько из них смотрят в одну сторону?». Гек, кстати, ответил правильно – все пятнадцать. Вот так и мы, водители и пешеходы. Сколько бы нас не было на перекрёстке, если только услышим свисток, все смотрим в одну сторону – на регулировщика. |
![]() |
Ну, хорошо. Регулировщик убедился в том, что все его видят - те, кто был на перекрёстке, уехали, остальные замерли у стоп-линий, пешеходы стоят на тротуарах. Получается, что рука, поднятая вверх, означает то же, что и желтый сигнал светофора: Всем стоять, ждите смены сигнала! И что же дальше? А дальше и начнется собственно регулирование. И для «собственно регулирования» у регулировщика осталось только два сигнала. |
Сигнал 2 – руки разведены в стороны или опущены вниз.
Следующий сигнал это так или так
. Правила пожалели регулировщика и разрешили ему опустить руки, если они устанут. Но это один и тот же сигнал, и принцип здесь очень простой:
Запрещается движение на грудь и на спину регулировщика!
![]() |
Движение разрешено тем, к кому регулировщик обращён боком. Но не во всех направлениях, а только прямо или направо. При этом общий принцип никто не отменял: Прямо - со всех полос. Направо – только с крайней правой полосы. |
![]() |
Точно так же и пешеходам запрещается движение на грудь и на спину регулировщика. А вот со стороны любого бока – пожалуйста. И, конечно же, водители, поворачивающие направо, должны уступать дорогу пешеходам, переходящим проезжую часть на разрешающий сигнал регулировщика. |
Регулировщик снова поднял руку вверх , подождал, пока все остановятся, повернулся
и опустил руку
.
![]() |
И снова можно двигаться со стороны любого бока (со всех полос – прямо, с крайней правой – прямо или направо). |
![]() |
И снова водители, поворачивающие направо, должны уступать дорогу, пешеходам, переходящим проезжую часть на разрешающий сигнал регулировщика. |
Сигнал 3 – правая рука вытянута вперёд.
Регулировщик снова поднял руку вверх , подождал, пока все остановятся, повернулся
и вытянул руку вперёд
.
![]() |
Это третий, последний из сигналов. При таком сигнале водителям разрешается вписываться в угол, образованный вытянутой рукой и грудью регулировщика. То есть сейчас регулировщик разрешает вам поворот направо. Подчёркиваю – регулировщик (как и светофор) именно разрешает поворот, а не обязывает поворачивать. И если вам нужно прямо, стойте у стоп-линии и дожидайтесь нужного вам сигнала. А если уж направо, то в соответствие с общим принципом: Направо – только с крайней правой полосы. |
Пешеходам сейчас разрешено пересекать проезжую часть за спиной регулировщика.
Регулировщик снова поднял руку вверх , подождал, пока все остановятся, повернулся
и вытянул руку вперёд
.
Вы иногда, глядя на рисунок, не понимаете, какая рука у регулировщика вытянута вперёд.
Правая, только правая!
![]() |
Сейчас, при всём своём желании, вы не можете вписаться в угол, образованный рукой и грудью регулировщика. Профессиональные преподаватели в этом случае используют такой образ: Сейчас регулировщик опустил перед вами шлагбаум. Так что движение нам запрещено - стоим у стоп-линии. |
Пешеходы по-прежнему могут пересекать проезжую часть за спиной регулировщика.
Регулировщик снова поднял руку вверх , подождал, пока все остановятся, повернулся
и вытянул руку вперёд.
.
![]() |
Ну, на спину-то движение категорически запрещено, так что стоим у стоп-линии. |
А пешеходы, как и положено, могут переходить проезжую часть за спиной регулировщика.
Регулировщик снова поднял руку вверх , подождал, пока все остановятся, повернулся
и опустил руку
.
![]() |
А вот это мы уже проходили – движение разрешено прямо и направо. |
Регулировщик снова поднял руку вверх , подождал, пока все остановятся, и вытянул руку вперёд
.
![]() |
Получается, что сейчас к тому, что уже было разрешено (прямо и направо), добавился ещё и «угол», в который мы вполне можем вписываться, поворачивая налево или разворачиваясь. То есть такой сигнал регулировщика разрешает движение во всех направлениях! Только не забывайте про общий принцип: Направо – с крайней правой полосы. Налево и на разворот – с крайней левой полосы. Прямо - со всех полос. |
На экзамене в ГИБДД кому-то из вас может достаться такой вопрос: «Чем Вы должны руководствоваться, если указания регулировщика противоречат сигналам светофора и значениям дорожных знаков?».
Ответ на тот вопрос содержится в пункте 6.15 Правил.
Правила. Раздел 6. пункт 6.15. Водители и пассажиры должны выполнять требования сигналов и распоряжения регулировщика, даже если они противоречат сигналам светофора, требованиям дорожных знаков или разметки.
Это положение Правил необходимо правильно понимать:
Регулировщик может разрешать, но может и требовать!
Сейчас регулировщик разрешает движение.
А вот сейчас регулировщик явно требует, чтобы водитель перестроился на край проезжей части и остановился.
И что из этого следует? А из этого следует вот что.
До тех пор, пока регулировщик изображает из себя «живой светофор», он диктует водителям только очерёдность проезда, но не вмешивается в порядок проезда через перекрёсток.
![]() |
Вот сейчас регулировщик разрешает повернуть направо, но не требует этого. Поэтому водитель красного автомобиля (при таком знаке перед перекрёстком) может повернуть направо, а водитель коричневого автомобиля может стоять и дожидаться нужного ему сигнала, разрешающего поворот налево. А теперь представьте, что регулировщик подал сигнал свистком, установил зрительный контакт с обоими водителями и потребовал, чтобы оба повернули направо. Понятно, что в этом случае оба должны повернуть направо, не взирая ни на какие знаки или разметку. |
Регулировщик – главное лицо на дороге. Он отменяет действие сигналов светофора. | |
![]() |
В каком направлении может продолжить движение водитель красного автомобиля? 1. Ни в каком. 2. В любом. В каком направлении может продолжить движение водитель серого автомобиля? 1. Ни в каком. 2. Только направо. В каком направлении может продолжить движение водитель розового автомобиля? 1. Ни в каком. 2. Только направо. В каком направлении может продолжить движение водитель чёрного автомобиля? 1. Ни в каком. 2. Только прямо. |
Регулировщик – главное лицо на дороге. Он отменяет действие знаков приоритета |
|
![]() |
В каком направлении может продолжить движение водитель красного автомобиля? 1. Ни в каком. 2. Только направо. В каком направлении может продолжить движение водитель серого автомобиля? 1. Ни в каком. 2. Прямо или направо. В каком направлении может продолжить движение водитель чёрного автомобиля? 1. Ни в каком. 2. Прямо или направо. |
Да, регулировщик – главное лицо на дороге. Да, он отменяет действие сигналов светофора и знаков приоритета. Но в данной ситуации он не вмешивается в порядок движения, установленный на перекрёстке другими знаками или разметкой. |
|
![]() |
В каком направлении может продолжить движение водитель красного автомобиля? 1. Прямо или направо. 2. Только направо. В каком направлении может продолжить движение водитель розового автомобиля? 1. Только прямо. 2. Прямо или направо. В каком направлении может продолжить движение водитель серого автомобиля? 1. Ни в каком. 2. Только направо. |